Сергей Кравцов: в школах сохранится традиционное образование

Сергей Кравцов, министр просвещения Российской Федерации

Уважаемые коллеги! 

Прошедший учебный год был для всех нас непростым, но система образования справилась, все проявили себя как профессионалы и люди, умеющие с заботой, вниманием и пониманием относиться друг к другу. Вы показали, как важны и знания, и человечность, и выдержка. Кроме того, такое отношение к делу и детям позволило преодолеть сложности, это стало хорошим примером для воспитания школьников. Ваш профессионализм и искреннее отношение к делу помогли настроить систему образования в чрезвычайных условиях на достижение главной цели – не прерывать учебный процесс и учить детей. Искреннее спасибо всем вам еще раз. Теперь надо проанализировать, что получилось, что нет, и учесть это в планах для наступающего учебного года. 

Сразу еще раз подчеркну, чтобы закрыть вопрос и не допускать распространения недостоверной информации и спекуляций: в школах сохранится традиционное образование, непосредственная связь учителя и ученика принципиально важна. Но дистанционное образование может дополнить традиционное, усилить его, помогать нам не прерывать учебу детей, которые по разным причинам на какое-то время остаются дома или уезжают на спортивные сборы, дать возможность детям в сельских или отдаленных территориях, где не хватает учителей, обучаться у лучших педагогов страны и иметь доступ ко всем образовательным ресурсам. Вам оно позволит делиться опытом и перенимать удачные решения коллег из других регионов. 

Таким образом, дистанционное образование поможет нам скорее достичь цели, поставленной Президентом и обозначенной в нацпроекте «Образование», – добиться того, чтобы российская система образования вошла в десятку лучших в мире. Эта задача остается приоритетной для Министерства просвещения и для всех нас. Мы должны сформировать единое образовательное пространство и сделать так, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получать качественное образование и развивать свои таланты.  

Также мы будем по-прежнему ориентироваться на национальный проект «Образование» и его проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальные лифты для каждого».  

В этом году нам предстоит уделять больше внимания воспитанию детей. Безусловно, обучение невозможно без воспитания: важно и дать ребенку знания, и научить его быть ответственным, внимательным к людям, научить любить Родину. Очень прошу не относиться к этому формально, ведь важно не просто провести мероприятие, следовать плану воспитательной работы, а постараться помочь каждому ребенку, который отличается от других, разобраться в себе и мире, подобрать удачные примеры, посоветовать книги, вдохновить сделать что-то хорошее. 

Улучшая дошкольное образование, стремясь к тому, чтобы каждый ребенок от трех лет и при необходимости более раннего возраста находился под присмотром, мы продолжим строить детские сады, поддерживать частные детские сады, а также развивать альтернативные модели образовательных программ и присмотра и ухода за детьми по национальным проектам «Образование» и «Демография». Мы создадим более комфортные условия для повышения квалификации педагогов дошкольного образования и их профессионального роста, а также сделаем программы для дошкольников более приближенными к современной жизни, увлекательными и развивающими.      

Развивая общее образование, продолжим строить школы и обеспечивать всем необходимым (от инфраструктуры до учебников) школы в сельской местности и малых городах. Планируем, что по национальному проекту «Образование» оснастим базовым оборудованием все школы сельской местности и малых городов. Отмечу, что к концу этого года в таких небольших школах по всей России будут работать более пяти тысяч центров «Точка роста». 

Конечно, продолжим обновлять ФГОС, общеобразовательные программы, разрабатывать концепции преподавания предметов, повышать качество учебников.

На этот год запланирован запуск проекта «500+», цель которого – адресная поддержка школ по вопросам подготовки кадров для системы образования и содержания образовательных программ. Девиз проекта – «Важен каждый ученик». В первую очередь мы будем методически помогать школам с низкими образовательными результатами и работающим в сложных социально-экономических условиях. С такими школами будут взаимодействовать руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники. Они будут помогать как педагогам, так и ученикам, испытывающим трудности в обучении, выявляя индивидуальные проблемы каждого. На первом этапе проект охватит порядка 250 школ более чем в 20 регионах страны. 

В планах по развитию среднего профессионального образования –  обновление ФГОС и системы оценки качества, исследование международных систем качества подготовки кадров, повышение квалификации педагогов. 

Продолжится работа широкой сети карьерных центров образовательных организаций, которая будет напрямую сотрудничать с работодателями, это поможет адаптировать программы обучения в соответствии с их конкретными запросами и позволит большему числу выпускников колледжей сразу найти работу. Как показывает опыт, спрос на рабочие специальности растет, но пока не все выпускники быстро трудоустраиваются, плотное взаимодействие с работодателями повысит их шансы. 

Также продолжится обучение по коротким образовательным программам, которые позволяют ученикам быстро приобрести дополнительные знания, компетенции, навыки, в том числе нужные для открытия своего дела. Для усиления программ СПО мы будем привлекать развитую и проверенную инфраструктуру Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». 

По национальному проекту «Образование» проводится большая работа по обновлению материально-технической базы колледжей. В этом году будут созданы более полутора тысяч мастерских, оснащенных в соответствии с современными требованиями. Двенадцать тысяч мастеров производственного обучения уже повысили квалификацию по новым программам. 

Как и в этом учебном году, мы продолжим совершенствовать дополнительное образование детей, расширять их кругозор, создавать условия для развития талантов школьников, приобщения их к здоровому образу жизни. Будем активно встраивать в систему воспитания и дополнительного образования театры, выставочные залы, парки, кинотеатры, спортивные секции, творческие пространства. Продолжим развивать ученическое самоуправление. И, конечно, повторюсь, привлекать возможности дистанционного образования, чтобы дети даже из отдаленных территорий могли видеть интересные спектакли, слушать лекции, знакомиться с сокровищами музеев. 

Коллеги, накануне нового учебного года еще раз подчеркну, что нам необходимо не просто давать детям качественные знания в соответствии с программой, но и заботиться о детях, помогать развивать таланты и воспитывать. Да, каждый ученик индивидуален, у каждого свои возможности, но и каждый школьник нуждается в учителе, терпеливом, понимающем, мудром. Вспомните, какими школьниками вы были сами, чего вам не хватало в учителях, и станьте для своих учеников такими учителями, о которых мечтали сами. Я, например, именно так и делал, когда готовился к урокам в своих классах. 

И еще одна принципиальная для меня мысль: важно не замалчивать проблемы, не писать красивые отчеты – так мы не сдвинемся с места. Есть проблема – давайте обсуждать ее открыто и находить решение вместе. В такой открытости и взаимопонимании для меня – основа для всех планов, больших планов, о которых я говорил выше.

Источник:  https://vestnik.edu.ru/main-topic/